Sayt test rejimida ishlamoqda / Сайт тест режмида ишламоқда / The site is running in test mode / Сайт работает в тестовом режиме
TelegramTwitterphoneInstagramYouTubeFacebook
Конституционные реформы «Во имя достоинства человека»
Конституция служит прочной правовой основой для коренных преобразований, фундаментом построения в стране правового демократического государства, сильного гражданского общества, экономики, основанной на свободных рыночных отношениях и приоритете частной собственности, создания для нашего народа мирной и благополучной жизни, обретения Узбекистаном достойного места на международной арене.

Сегодня в Новом Узбекистане осуществляются масштабные реформы и преобразования, в том числе в сфере обеспечения прав и свобод человека, уважения чести и достоинства личности. Их результаты можно увидеть в достигнутых за последние годы высоких рубежах, повышении благосостояния народа, росте авторитета страны на мировой арене.

Практическое проявление гуманной политики государства видно на примере обновлений не только в сфере защиты прав и свобод человека, но и в других отраслях. Реформы и демократические преобразования, реализуемые в государственном строительстве, в общественно-политической, социально-экономической и гуманитарной сферах, рост благосостояния и качества жизни населения служат обеспечению прав и интересов человека на высоком уровне.

Модернизация страны, строительство Нового Узбекистана на основе принципа «Инициатор реформ – само общество» обуславливают необходимость проведения всенародного голосования по конституционным реформам, адаптируя наш Основной Закон к сегодняшним реалиям в обществе и логике наших ускоренных реформ.

С учетом того, что «единственным источником и автором Конституции должен быть народ», было проведено всенародное обсуждение по проекту Конституционного закона, в ходе которого от населения поступило свыше 220 тысяч предложений по его совершенствованию, большинство которых учтены.

В связи с внесенными изменениями и дополнениями в Конституцию, действующие 128 статей возросли на 155 статей, из которых в 91 статью внесены концептуальные изменения.

Впервые в Конституции закрепляется в качестве неизменного положения, что Узбекистан является суверенным, демократическим, правовым, социальным и светским государством (статья 1). Эта принципиальная норма направлена на сохранение и дальнейшее укрепление независимости нашей страны, интенсивное продолжение реформ, основанных на принципе «Во имя достоинства человека» и обеспечении приоритета права.

В проекте нормы по обеспечению прав и свобод человека отражены в содержании всей Конституции. В частности, права и свободы человека определяют сущность законов, деятельности государственных органов и их должностных лиц.

В частности, согласно статье 20 проекта все противоречия и неясности во взаимоотношениях человека с государственными органами толкуются в пользу человека, а меры правового воздействия должны основываться на принципе соразмерности и быть достаточными для достижения законных целей.

Эти положения обеспечивают приоритет прав человека, повышают ответственность государственных органов при выполнении своих обязанностей с соблюдением прав человека, предотвращают применение излишних мер правового воздействия в отношении человека.

В соответствии со статьей 31 проекта закреплены гарантии неприкосновенности личности в уголовном процессе, что каждый имеет право на свободу и неприкосновенность частной жизни, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, электронных и иных сообщений, ограничение этого права допускается на основании решения суда.

Необходимо отметить касательно конституционных реформ, в части Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмана). Согласно статьи 98 части 3 проекта гражданам Республики Узбекистан, обладающие избирательным правом, в количестве не менее ста тысяч человек, Сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Уполномоченному Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсману), Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан даётся право в порядке законодательной инициативы вносить в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан законодательные предложения.

Наделение Омбудсмана правом законодательной инициативы послужит восполнению пробелов, выявленных в законодательстве в ходе изучения обращений граждан.

Новая Конституция Узбекистана вобрала в себя самые современные демократические ценности, результаты глубокого анализа международной практики конституционного строительства развитых демократических государств.

 

Айдаров Габит Темурович,

Заведующий сектором по мониторингу и правовому анализу обеспечения прав человека Секретариата Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмана)