Sayt test rejimida ishlamoqda / Сайт тест режмида ишламоқда / The site is running in test mode / Сайт работает в тестовом режиме
TelegramTwitterphoneInstagramYouTubeFacebook
Институт Омбудсмана в Узбекистане: 29 лет парламентского контроля по обеспечению прав и свобод человека
Как известно, Республика Узбекистан после приобретения независимости придал большую роль в гарантировании прав человека, подтверждением которого является создание 23 февраля 1995 года института Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана), не имевшего аналогов на то время в Странах Независимых Государств.

Основная идея создания института Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) является постоянное присутствие защиты прав человека в деятельности парламента.

Безусловно, институт омбудсмана в Узбекистане — это демократический институт, имеющий политическую поддержку парламента, защищающий гражданина от злоупотребления властью со стороны отдельных должностных лиц, государственных органов, в том числе способствующий созданию и развитию гражданского общества.

На восьмой сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан 24 апреля 1997 года был принят Закон «Об Уполномоченном Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмане)», согласно которому Омбудсман осуществляет свои полномочия независимо от государственных органов и должностных лиц и подотчетен Олий Мажлису Республики Узбекистан.

Следует отметить, что данный закон был принят также в числе первых из стран СНГ, и многие государства использовали узбекскую модель при создании своего института омбудсмана.

Справочно: в соответствии с законодательством кандидатура на должность Уполномоченного вносится Президентом Республики Узбекистан на рассмотрение палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан и парламентом Уполномоченным Олий Мажлиса по правам человека (омбудсманом) были избраны в период:

 - с 1995 - 2015 г.г. академик Рашидова Сайёра Шарафовна;

 - с 2015 – 2021 г.г. кандидат политических наук Мухаммадиев Улугбек Насриддинович;

 - с 2021 г. по настоящее время доктор юридических наук Эшматова Феруза Фарходовна.

Учреждение института Омбудсмана как государственного органа знаменует важный этап развития нашего государства, на котором защита прав и законных интересов личности осознается и формулируется как задача государства.

За двадцатидевятилетний период своего существования институт Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека прошел важный этап своего становления – сформировался как государственный орган, компетенция которого закреплена в Законе Республики Узбекистан «Об Уполномоченном Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмане)», в соответствии с которым выработаны стиль и методы его работы, определены его место и роль в национальной системе защиты прав и свобод личности.

В Узбекистане за последние годы осуществлены коренные преобразования во всех направлениях государственного и общественного строительства, которые объективно изменили систему взаимоотношений государства, общества и гражданина.

Президент Узбекистана Ш.Мирзиёев инициировал проведение масштабных реформ, направленных на обеспечение принципа верховенства закона. В числе приоритетов они охватили вопросы безусловного соблюдения прав и свобод человека при отправлении правосудия, а также укрепления роли государства и институтов гражданского общества в этом процессе.

Важной вехой в развитии института Омбудсмана в рамках Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах стало внесение изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об Уполномоченном Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмане)» (№ЗРУ-441 от 29.08.2017г.), направленные на укрепление независимости института Омбудсмана и дальнейшего расширения его полномочий в защите прав лиц, находящихся под стражей, а также (№ЗРУ-530 от 14.03.2019г.) введена система мер по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (национальный превентивный механизм).

Согласно внесенным изменениям и дополнениям в законодательство об Омбудсмане предоставлено право вносить вопросы на рассмотрение Конституционного суда Республики Узбекистан, обращаться в суды с заявлениями и исками в интересах граждан без уплаты государственной пошлины, также предоставлено право вносить предложения руководителям государственных органов и иных организаций об устранении выявленных нарушений законодательства в области прав и свобод человека, причин и условий, допускающих их и право законодательной инициативы.

Также, Постановлением Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по совершенствованию системы выявления и предупреждения случаев пыток» (№ПП-5163 от 26 июня 2021 г.) определены приоритетные задачи по созданию эффективных правовых механизмов раннего предупреждения применения пыток, оперативного и объективного рассмотрения связанных с ними обращений, осуществлению регулярных мониторинговых посещений мест содержания лиц с ограниченной свободой передвижения.

Необходимо также отметить об Указе Президента Республики Узбекистан «О мерах по совершенствованию деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека» (№УП-6312 от 10 сентября 2021 г.), в соответствием с которым с 2022 года региональные представители Омбудсмана работают на постоянной основе.

Кроме того, на системной основе Омбудсман будет предоставлять информацию Президенту Республики Узбекистан и Олий Мажлису Республики Узбекистан о состоянии соблюдения законов о защите прав, свобод и законных интересов человека государственными органами, в том числе правоохранительными и контролирующими органами.

Также Омбудсману предоставляется право на представление Президенту Республики Узбекистан, палатам Олий Мажлиса, а также Кабинету Министров специальных докладов по отдельным аспектам защиты прав, свобод и законных интересов человека, направленных на принятие правовых, организационных, социально-экономических и иных мер.

Развитие международного сотрудничества в области прав человека - важное направление деятельности Уполномоченного по правам человека. Эта деятельность включает участие в подготовке отчетов Республики Узбекистан о выполнении международных соглашений ООН и ОБСЕ, членство в международных и региональных организациях, развитие многосторонних отношений с иностранными Омбудсменами, участие в международных форумах, прием иностранных делегаций путем рассмотрения обращений международных организаций и зарубежных коллег.

Особо нужно отметить, что Уполномоченный является членом многих авторитетных международных организаций, таких как Международный институт Омбудсмена, Европейский институт Омбудсмена и Азиатская ассоциация Омбудсменов.

В рамках которого, за 29 лет Омбудсманом в сфере обеспечения прав и свобод граждан подписано 15 соглашений о сотрудничестве с зарубежными Омбудсменами, включая Швецию, Испанию, Португалию, Польшу, Южную Корею, Словакию, Болгарию, Латвию, Россию, Японию, Таиланд, Францию, Азербайджан, Венгрией и Сербией. Активно развиваются отношения с Омбудсманами Турции и Италии.

Необходимо отметить, что институт Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмана) в 2020 году аккредитован Глобальным альянсом в соответствии с Парижскими принципами и присвоен статус «B», что подтверждает приверженность страны пакету международных стандартов надежности, независимости и эффективности национального правозащитного учреждения в лице Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмана).

В текущем году Омбудсманом планируется реализация соответствующих мер для подачи заявки на получение статуса «А» в Глобальном альянсе Национальных правозащитных учреждений.

В заключении хочется отметить, что 29-летняя деятельность института Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмана) ещё раз подтвердило высокую роль парламентского института в обеспечении прав и свобод человека.

Институт Омбудсмана в свете реализации прав и свобод на основе Конституции Республики Узбекистан в новой редакции продолжит свою деятельность в соответствии с требованиями времени и реформам Стратегии «Узбекистан – 2030».

 

Г.Айдаров, Главный консультант Отдела по работе с обращениями

Секретариата Омбудсмана